Серебряная фотография
До революционных цифровых вся фотография была серебряная. Это вовсе не означает, что фото блестели как ювелирные изделия.
Все проще и интереснее. В основе почти всех процессов лежало серебро. Так уж получилось на нашей Земле, что самым удобным средством быстро зафиксировать ускользающий свет стали галогеновые соли серебра, бромиды, йодиды и хлориды. Они реагировали на видимый свет и образовывали скрытое изображение. Каковое при последующем химическом воздействии можно было перевести в видимое.
Как шел процесс? Для наглядности приглядимся к процессу негативному. Нет процесс не был плохим. Негативным его назвали по значению “наоборот” или “противоположно”.
В творческих муках изобрели серебряные негативные пластинки, затем гибкие фотопленки. Прозрачная основа покрывалась серебряной эмульсией, высушивалась и помещалась в фотоаппарат. О, это были немалого размера машинки, с объективом, в корпусе гармошкой, зачастую на треноге для устойчивости. И на пластинку, пленку падало изображение. Иногда по несколько часов. После химической обработки получалась проявленная пластинка, а на ней – негатив. То бишь там где в действительности были яркие места – на негативе получались самые темные, черные участки. И наоборот, ночное небо на негативе смотрелось почти прозрачным, и только уличные фонари сияли черным.
А объяснение сему феномену весьма простое. Проявляются и становятся максимально черными те места, куда попал самый яркий свет. Там серебряная соль в наибольшей степени переходит в металлическое серебро. Но оно очень мелкое, дисперсное. И потому не блестит, а смотрится черным порошком.
Потом на такую же негативную фотобумагу уже через негатив светили светом. Изображение переворачивалось еще раз и получался позитив. То бишь привычная глазу картинка.
Все черно-белые изображения, и негативы, и позитивы состоят из микрочастиц серебра. И в конце серебряного века фотографии все начали переживать, что серебро на планете заканчивается. Но зря. Пришла цифра. Но это уже другая история.
Фишки начальной серебряной фотографии были забавными. Чувствительность к свету была у материалов совсем дохлая. От 0,01 до 2-3 ISO по нашим меркам. Клиентов выдерживали перед камерой по несколько часов, и чтобы они не шевелились, сзади голову закрепляли специальными зажимами. Или освещали мощными магниевыми вспышками. Зато получали реальное достоверное изображение. Параллельно шли исследования и новые разработки.
Прорывом было изобретение гибкой негативной фотопленки. Там уже и чувствительность поболе, и запас кадров имелся. И носить все это хозяйство стало полегче. Очень долго держался стандарт 35 мм. Оказался удачным. И большая часть 20-го века зафиксирована с его помощью.
Изобретение плоских кристаллов эмульсии дало возможность снимать на ISO 800, 1600 с высоким качеством. Вплоть до расцвета цифры, да и сегодня классическая черно-белая фотография является серебряной. Может поэтому серебро так уважают во всем мире? И с его помощью гоняют нечистую силу?
Кстати, если сейчас снимать и печатать на качественных ч/б материалах, это выходит весьма дороже цветного процесса.
Цветной процесс, между прочим, тоже серебряный. Реагирует в цветных фотоматериалах такая же соль серебра, но связанная с красителями. Правда, в процессе обработки краски появляются и остаются, а серебро уносится полностью с химией растворов.
Почитал с удовольствием