Восприятие цвета
Наибольшая часть информации мы воспринимаем глазами. Все остальное – через обоняние, вкус, осязание и слух. Как дополнение к зрительному восприятию, но перманентно.
Наш глаз – уникальный инструмент, его чувствительность может изменяться в десятки тысяч раз.Создаваемое глазом изображение есть образ для работающего сознания, который всегда привязан к человеку, его чувствам, габаритам, способностям.
Видимый мир наше восприятие группирует в простые и понятные элементы. Интуитивно мы находим знакомые, узнаваемые составляющие в любых картинах. Как часто в облаках нам мерещатся фигуры и образы сказочных персонажей.
На самом деле видим мы то, что желаем, а не объективную реальность. как бы ни странно это не звучало. Некий аналог испорченного телефона. Наша логика скорее принуждает нас узреть не то что схватывает ребенок или художник. Мы почти всегда воспринимаем объект в общем, на ходу, мысленно добавляя недостающие детали. И все основываясь на накопленном жизненном опыте. Используя то, что мы попробовали и уже узнали. Воспринимаемый зрением образ есть результат из памяти, восприятия, воспоминаний, разума. Мы увидели что-то привычное, то что уже было в нашей жизни – и сознание идет по простому пути: это знакомо, привычно, понятно, сознание привычно наложило новый впечатления на старый шаблон и … скорректировало его по прошлому образу и подобию. Достоверность получаемого результата зависит от узнаваемости предмета.
Интерес к наблюдаемому объекту зависит от степени отличия от простых форм. Понимание идет путем упрощения, домысливания, упорядочивания. Чем проще читаемость и легче узнаваемость – тем эффективнее получаемая оценка.
Выразительность в фотографии как понятие задается несколько формой и размерами, а некими силами, появляющимися в нервной системе наблюдающего. По-другому говоря, экспрессия образа есть внушение. По-настоящему прекрасная картинка помогает человеку изнутри понять окружающий мир и самого себя.
Скорее всего, эмоции есть основное содержание настоящей фотографии.
Ощущение образа складывается из трех составляющих:
-внешней формы, пространства, цвета, фактуры.
-возникаемых эмоций, чувств: любовь, страх,смех.
-новизна, намек, удивительность.
И всегда есть переходы из приятного в неприятное.
Привычка к постоянству у нас всегда присутствует. Лист бумаги для человека всегда бел. И под светом свечи и под небом голубым. Мы знаем, что он белый. Наш разум заставляет его воспринимать белым. Но для фотопленки это не всегда так. И каково же наше удивление от цвета белой рубашки на фото в закатных лучах…
Еще одно удивительное понятие нашего сознания – ощущение далеких расстояний при снижении контраста от воздушной перспективы, сдвиг цветов в холодный спектр. Портрет при размытом фоне воспринимается правильным, пространственным, неплоским. Градации яркости от светлого вблизи к затемнению в глубине картинки дает ощущение объема.
В итоге, определим психологию восприятия картинки:
-Главный объект всегда отделен от фона. яркостью, четкостью, цветом.
-Меньший объект вернее будет главным, больший – фоном.
-Главное и фон не могут быть восприняты одномоментно.
-Расположенные рядом похожие объекты будут определены как главные, а не как фон.
-Несколько симметричных объектов чаще воспринимаемы как главные.
Еще раз запомним, что наше сознание стремится к упрощению картинки, её чистоте, к нахождению повторяемости и понятности. Ежели в сравнении фон-объект нет большого различия, то картинка становится невыразительной. Наше сознание все равно постарается её упростить, разделить на узнаваемые простые формы, чтобы легко далее сориентироваться в пространстве.
Весь предыдущий опыт человека старается найти три измерения в плоской картинке. Поэтому понятие перспективы, глубины пространства имеет огромное значение. Достигается уменьшением масштаба при удаленности, разделением картинки на ближние, средние и дальние планы.
Еще один из самых интересных факторов – эмоциональная составляющая восприятия фотографии. Её нельзя вычислить никакими законами или приборами, но она, пожалуй самая главная. Воздействует на эмоции непосредственно в миг промотра.
Эстетическая важность фотографии всегда относительна и зависит только от зрителя, особенности его души. Уровень сложности фотографии не должен быть малым (разочарование от примитива), но и не запредельно высоким (непонятно). Оптимум где-то посередине.
Фотограф Олег Платов