Динамический диапазон
Диапазон яркостей, который возможно одномоментно отобразить самые яркие и самые неосвещенные участки изображения называют динамическим диапазоном. Сие понятие связано со свойством человеческого зрения.
Глядя в яркий солнечный день на окно светлого дома, мы видим ярко освещенную стену и совершенно не различаем, что происходит внутри комнаты. Для нас внутренний интерьер находится в непроглядной тьме, деталей нет.
Но ежели подойти к окну вплотную и заглянуть вглубь, то неожиданно мы всё начинаем видеть со всеми подробностями. Наши глаза приспособились, яркая стена ушла из поля зрения и не отвлекает. Нам от Бога досталась отличное зрение, но в один момент мы в состоянии воспринимать в деталях диапазон яркостей лишь в интервале около 1:50. Что равно около два в шестой степени, т.е. до 6 ступеней освещения.
Обычный шрифт книги есть 1:32. Лежит внутри комфортного динамического диапазона и воспринимается легко. Посему изначально все фотопленки были заточены по восприятию яркостей под наш, человеческий динамический диапазон. Были, правда, спецпроявители, так называемые выравнивающие, которые черно-белую пленку могли заставить отобразить около 9 ступеней яркости. Вот только результат был очень малоконтрастный, серый, мало схожий с обычным.
Современные цифровые аппараты имеют точно такой же, как наш глаз, диапазон. Около 6 eV. Особо качественные до 10-12 ступеней. Для этого съемка специально ведется в RAW-формате, делается “вилка” по экспозиции, применяется особая обработка, режимы HDR. Или используется подсветка теней блицем, отражателями, лайт-дисками.
Особый разговор о съёмке в контровом свете, против солнца. Солнышко в кадре дает контраст 1:1 000 000. И всегда получится ярчайшим белым “выбитым” пятном. Посему думаем, как его включать в кадр. И матрицу не сжечь.
Фотограф Олег Платов